Форум ЦБС Солнцево
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.

История района «Ново-Переделкино»

Перейти вниз

История района «Ново-Переделкино» Empty История района «Ново-Переделкино»

Сообщение  admin Вт Мар 02, 2010 6:51 pm

Общие сведения

История района «Ново-Переделкино» 104_gerb_h200

300 - 400 миллионов лет назад территория Русской равнины, на которой располагается современный район Ново-Переделкино, под действием тектонических сил периодически опускалась, и тогда в её пределы вступало море. Затем в течение 110 миллионов лет эта область была сушей. Шло эрозионное разрушение ранее возникших морских известняков. Формировались глубокие речные долины. Позже эти земли неоднократно подвергались натиску ледников. В результате чего и возникла Теплостанская возвышенность, на склоне которой мы так удобно расположились. Эта возвышенность имеет максимальную высоту в районе Тёплого Стана - 255 м над уровнем моря и примерно 140 м над уровнем реки Москвы. Самые низкие участки расположены близ рек - 150 - 160 м над уровнем моря.
Главная река, протекающая в районе Ново-Переделкина - Сетунь. Это один из самых больших притоков реки Москвы. Её общая длина составляет 38 км, а воду она собирает со 190 квадратных километров. Вытекает Сетунь из каскада прудов в деревне Саларьево Московской области. Постоянное течение начинается в Картмазове, где река поворачивает на север. Затем Сетунь на протяжении почти 4 км от бывшего села Орлово до деревни Суково протекает по восточной границе Ново-Переделкина. Ниже Боровского шоссе р. Сетунь уходит на запад, где протекает вдоль Киевской железной дороги, принимая слева два притока: в Чоботах – едва заметный, коротенький безымянный ручеек, а в Лукине – речку Алешинку (или Олешенку – от слова «ольха»). По берегам Сетуни бьют многочисленные родники. Официально в нашем районе зарегистрированы три родника: родник на улице Приречной, родник в поселке Чоботы на 2-й Чоботовской аллее и родник «Святой» или более раннее название «Святой колодец» недалеко от железнодорожной станции Переделкино. В настоящее время последний источник благоустроен. Рядом построена часовня, освященная во имя Митрополита Филиппа и купальня. Часовня и купальня у «Святого» источника построена в 1999 году на средства частного лица. Далее, приняв воду Алешинки, Сетунь, петляя, убегает под железной дорогой в Подмосковье к писательским дачам, чтобы настраивать немногочисленных оставшихся литераторов на создание ностальгических произведений.
В названии реки Сетунь улавливают связь с некоторыми словами балтийских народов, которые, как известно, жили на этой территории с конца 3-го тысячелетия до нашей эры, а потом "растворились" в финно-угорском и славянском населении. Так, например, литовское слово "sietuva" и латышское "sietava" согласно «Топонимическому словарю» Е. Поспелова переводятся как "глубокое или широкое место реки, середина реки".
История заселения наших земель до второй половины XII в. является частью общей истории освоения славянскими племенами северо-восточных земель Европы. Археологи выяснили, что еще во втором тысячелетии до нашей эры эти земли были заселены. Раскопки курганов при впадении Сетуни в реку Москву подтвердили, что начиная с VIII века до н. э. на протяжении более пятнадцати веков здесь жили племена, относящиеся к финно-угорской группе. Открытые археологами рядом с могильными курганами древних поселений более поздние деревни, дали возможность говорить о том, что к IX-XI векам коренное население было вытеснены славянами-вятичами.
Вдоль проезжего тракта и рек образовывались селения, жизнь в которых на протяжении веков то замирала, то возрождалась. В XV в. преобладающим типом населения становятся слободы. В дальнейшем много пустующих и населенных земель отходили в монастырские владения. Ко второй половине XVIII века государственными или экономическими стали все окрестные села, ранее принадлежавшие монастырям. Менялись владельцы, а расположение деревень и сел оставалось неизменным до последнего времени. Лишь в конце XX века в размеренную деревенскую жизнь нашего района вторгся город, решительно изменив веками сложившуюся структуру края.
Река Сетунь в прошлом, как и сейчас, служила административной границей земель. Так до XVII века река отделяла южную окраину древнего Сетуньского стана, от юго-восточной окраины Медвенского стана. Позднее левый берег Сетуни соответственно обозначился как часть пятого стана Московского уезда, а правый как часть первого стана Звенигородского уезда. Такое территориально-административное деление сохранилось до 1928 года, когда образовался новый район Подмосковья - Кунцевский. В состав Кунцевского района накануне Великой Отечественной войны входили Внуково, Переделкино, Теплый стан, Тропарево, Никулино, Очаково, Одинцово, Звенигород, Можайск. С 1960 года Кунцево стало столичным районом, а Переделкино с окружавшими его деревнями перешло в подчинение городу Видное, и мы стали жителями Ленинского района Московской области.
22 мая 1984 года решением Мосгорисполкома «О включении некоторых населенных пунктов в состав города Москвы и образовании в городе Москве Солнцевского района» наши переделкинские деревни превратились в район Москвы. Так в 1984 году на карте города Москвы появился район - Солнцевский. В него вошли поселки: Мещерский, Внуково, Переделкино, Чоботы, Толстопальцево; деревни: Терешково, Суково, Орлово, Федосьино, Лукино, Лазенки и город Солнцево. Район был зеленым тихим «спальным». В 1991 году в Москве вместо 33 районов появилось 125 муниципальных образований, объединенных в 10 административных округов. Таким образом, муниципалитет «Ново-Переделкино» вошел в состав Западного административного округа г. Москвы наравне с муниципалитетами: «Солнцево» и «Внуково». Его площадь равна 1001 га. «Ново-Переделкино» расположено полностью за пределами МКАД и удалено от центра города на расстояние свыше 17 км. По состоянию на 1 января 2004 года в районе зарегистрировано 87,7 тысяч жителей, из которых 19% - это дети в возрасте до 16-ти лет, 68% - трудоспособное население и 13% - пенсионеры. В настоящее время согласно статье 70 закона г. Москвы от 15 октября 2003 года №59 «О наименованиях и границах внутригородских муниципальных образований в городе Москве», граница муниципального образования Ново-Переделкино проходит: по оси русла р. Сетуни, далее по городской черте г. Москвы, далее на юг по западной границе территории ОАО "Мосгорбумторг", далее, пересекая Киевское направление МЖД, по восточной границе территории ООО "ЮНЭКС-КЛУБ" до реки Сетуни. В границы внутригородского муниципального образования «Ново-Переделкино» входит также часть территории дачного поселка Мичуринец. В районе еще не закончено жилищное строительство. Чиновники Москвы предполагают, что наша территория не в полной мере освоена городом. Все новые и новые уголки природы одеваются в асфальт и бетон. Все меньше остается мест, где может отдохнуть стремительно прибывающее население района. Пока Ново-Переделкино почти со всех сторон окружено лесами, полями, дачными посёлками. Хочется верить, что наш район еще долго по праву будет называться самым экологически чистым районом Москвы.
История сел и деревень
Кварталы города поглотили два старинных села - Орлово и Федосьино. Наиболее ранние описания этих земель сохранились от первой половины XVII века, когда они принадлежали двум московским монастырям. Село Федосьино принадлежало «Вознесенскому девичьему монастырю, что на Москве у Фроловских ворот». Эта обитель была основана в 1387 году женой Дмитрия Донского княгиней Евдокией в Кремле, у Спаских (Фроловских) ворот.
Соседнее село Орлово принадлежало московскому Чудову монастырю. Любопытно, что Чудов монастырь соседствовал в Кремле с Вознесенским и даже возник примерно в одно время с ним. Чудов Монастырь был основан святителем Алексием в 1365 году. В 1928-1932 годах на месте, где стояли ранее Чудов и Вознесенский монастыри, архитектор И. Рерберг построил большое здание с колоннами, где разместился Президиум Верховного Совета СССР. Этот архитектор еще, так же косвенно, связан с Переделкиным. Он является автором здания Киевского вокзала.
Орлово
Из документов Чудова монастыря, известно, что собственностью монастыря село Орлово стало в 1568 году. В XVI веке рядом с Орлово находился погост с Покровской церквью.. В 1623 году Покровская церковь очень ветхая, в селении в монастырском дворе живет один старец, 5 дворов крестьянских и один бобыльский, где проживало 7 человек. За следущие полвека население увеличилось больше, чем в 10 раз. Село разрасталось. Кроме монастырского насчитывалось еще 23 двора. В 1698 году строится в селе церковь Казанской Божией Матери. Тоже деревянная. Село называлось Орлово и по-старому Покровское тож. В 1764 году произошла секуляризация монастырских земель. Монастырьские села перешли в государственную собственность и стали называться «экономическими». В клировых ведомостях за 1823 год в селе Орлово уже находим церковь во имя Св. Николая, к которой была приписана Рождественская церковь села Говорова. В справке в Московскую духовную консисторию за 1822 год от священника Андрея Петрова находятся такие сведения: «Церковь в каком году и кем построена неизвестно. Деревянная с колокольней. Один престол во имя Св. Николая Чудотворца. В приходе дворов – 79, в них проживают мужского полу – 233 души и женского полу - 266 душ». В 1851 году деревянная Никольская церковь сгорела. Через год в Святейший Синод было подано прошение о постройке каменной церкви. Деньги на строительство храма собирали всем миром. В 1856 году в связи со строительством каменного храма в «Московских ведомостях» можно было прочесть такое объявление:«Затрудняющимся переслать свою лепту на строительство храма Божия в селе Орлово Московского уезда и губернии... просим или лично, или через почту передать оную лепту московскому купцу Федору Дементьеву Лузину, имеющему свой дом в Москве близ Чугунного моста, в Овчинниковском переулке. По № 185». В середине XIX века появляются 3 фабрики в Орлове . В 1825 году в селе Орлове московский купец И.Е. Епанешников строит ковровую фабрику. В 1850 году этой фабрикой владел уже купец И.И. Пешков. При фабрике значилось 60 человек рабочих, 20 мальчиков для размотки шерсти и 57 жаккардовых станов. Фабрика выпускала «бархатные ковры из шпанской и русской шерсти, ковры на булавках для драпировки, дорожки в роде ковров для постилки на полы и в гостиницах». Все фабрики были ковровые. К началу XX века Орлово считалось достаточно крупным селом. Население занималось изготовлением разнообразных щеток, токарными работами и т.д. В Орлове жили перед революцией Комиссаровы, которые имели выездной двор в Доргомилове. Зарегистрированы чайные Махотина и Антонова. После революции 1917 года численность населения уменьшается. К 30 году в селе был создан колхоз. В начале 30-ых годов Орловский храм был закрыт и вскоре разрушен. Многие священники Русской православной церкви погибли в те годы, не оставляя своего пасторского служения. Таким был последний настоятель Никольской церкви отец Николай Лавров. Николай Яковлевич Лавров родился 19 июля 1883 года в Михайловской слободе Бронницкого уезда Московской губернии в семье потомственных священнослужителей. В 1898 году он окончил Донское духовное училище в Москве, а в 1904 году Московскую Духовную Семинарию. Два года служил учителем церковноприходской школы в Московском Сретенском монастыре. 20 июля 1906 года был рукоположен во иерея церкви Воскресения Словущего села Воскресенское Подольского уезда Московской губернии. Одновременно был законоучителем в приходском земском училище деревни Маврино. С 31 июля 1910 года отец Николай стал настоятелем церкви Свт. Николая села Орлово Московского уезда Московской губернии и законоучителем церковноприходской школы. Церковь села Говорова, в имении матери митрополита Трифона Туркестанова, была приписана к Никольскому храму села Орлова. Поэтому многие годы семейство о. Николая было связано дружескими узами с митрополитом Трифоном. После революции начались гонения на служителей церкви. Первый раз о. Николай был арестован в 1921 году за то, что «будучи зачисленным в тыловое ополчение, уклонялся от отбывания общественных работ» и продолжал служить в церкви. После освобождения служил в селе Орлове, до закрытия храма в начале 1930-х годов. Прихожане до последнего момента пытались спасти отца Николая от ареста и исхлопотали для него должность бухгалтера в местном сельсовете. Отец Николай отказался принять эту должность. Между арестами отец Николай служил в храмах сел Федосьино и Лукино. Перед последним арестом он жил в Саларьево. Его арестовали 23 сентября 1937 года и 17 октября 1937 года приговорили к расстрелу как «руководителя контрреволюционной кулацкой группы». В ходе следствия, отец Николай виновным себя не признал и ничьих имен не назвал. Приговор приведен в исполнение 21 октября 1937 года на Бутовском полигоне Московской области. Отец Николай оставил после себя достойного преемника, своего родного сына. Сергей Николаевич Лавров родился в 1911 году в селе Орлово. Учился в средней школе, работал на производстве. Служил в советской армии, участвовал в войне с Финляндией и в Великой Отечественной войне. После демобилизации поступил регентом-псаломщиком в Преображенскую церковь села Лукино в Переделкине. Женился, был рукоположен в священники и прослужил в этом сане 52 года в Раменском районе Московской области.
После войны Орлово было небольшой деревней. В 1960 году на части территории деревни Орлово строится микрорайон «Западный», в котором поселились сотрудники Западной Водопроводной станции. «Знаменитой» деревня Орлово стала в 2002 году, когда была пущена первая очередь горно-лыжного спортивного комплекса. При подготовке этого события 13 июня 2000 года был издан приказ за N 438-ПП «О переселении жителей деревни Орлово», в котором говорилось: «В целях обеспечения строительства спортивных сооружений в г. Москве и во исполнение постановлений Правительства Москвы от 02.02.99 N 67 "О строительстве искусственных насыпных горнолыжных склонов в г.Москве" и от 28.12.99 N 1234 "О схеме градостроительного развития территорий упраздненных и существующих деревень и поселков в границах г.Москвы" Правительство Москвы постановляет: для переселения 32 семей ( 60 человек), проживающих в деревне Орлово. Так заканчивает свою долгую историю древнее село Орлово.

Федосьино
По берегам маленькой речушки Алешинки более шести столетий располагалось старинное село Федосьино. В 1415 году Федосьино входило в состав Московского уезда Пехрянской Духовной Десятины. По записям 1627 года село Федосьино принадлежало кремлевскому Вознесенскому женскому монастырю. В селе имелась деревянная церковь Преображения Господня. В середине XVII века в Федосьине значится «новоприбылая» деревянная церковь «Благовещения Пресвятой Богородицы», находящаяся в вотчине Вознесенского девичьего монастыря.
В 1702 году церковь Благовещения записана как одноглавая деревянная, при ней колокольня с 5 колоколами. В публикациях встречалась справка по федосьинской церкви: В ней говорилось, что в 1734 году казначей Вознесенского девичьего монастыря монахиня Ириада Мимонова писала прошение в синодальный казенный приказ, о том, что « церковь от старолетия весьма ветха, божественная литургия отправляется с немалым страхом, понеже церковь и трапеза наклонилась в сторону. А новой построить за скудостию крестьянской нечим, а монастырских угодий близ села Федосьино не имеется».
В архивах встречается запись о том, что в том же 1734 году кн. Апраксина Елена Михайловна перенесла из села Успенского Звенигородского уезда деревянную церковь в село Федосьино Московского уезда, которая была освещена два года спустя. Ныне существующая церковь Благовещения Богородицы сооружена из кирпича в XIX веке по прошению крестьян казенного села Федосьина. Место для строительства было определено губернаторским архитектором Д.Ф.Борисовым к югу от прежнего храма. В 1846 году Благочинный о. Василий Григорьев докладывает, что «деревянная колокольня находится в опасном положении падения, снимаются колокола. Их вешают на столбы до устроения каменной. Та уже почти готова, покрыта железом, установлен крест, строится лестница к ней». Интересные сведения мы можем узнать из архивного дела от октября 1856 года «О предоставлении купцом Богомоловым в пользу церкви села Федосьина принадлежащей ему каменной церкви в селе Неронках». К этому делу приложена справка 1848 года о церкви села Федосьино, в которой показано, что строится церковь на церковную кошельковую сумму и сумму доброхотных дателей, приходских дворов у церкви 80, мужского полу-311 душ, женского полу – 369 душ. По более ранним архивным данным до Отечественной войны 1812 года у церкви было 97 приходских двора и мужского полу имелось 325 душ, а женского полу – 374 души. Во время войны 1812 года сожжено 62 двора. Во время войны с французами Федосьино и другие села потерпели такое разорение, что за 36 лет не смогли достигнуть довоенного благополучия.
До революции село считалось зажиточным. При церкви была хорошая библиотека. Открыта школа. В двух зданиях школы – каменном и деревянном - после революции была открыта школа-семилетка, в которую ходили учиться дети из других сел. Население занималось ремеслами. Была кузница. Для сельскохозяйственной техники, по тому времени весьма современной, было построено отдельное здание. Школой и библиотекой до революции руководил священник. В начале прошлого века в Благовещенской церкви служил священник Остроумов Дмитрий Иванович, 1886 года рождения. Женат он был на матушке Олимпиаде, от которой имел четверых детей: Дочь Елена – пела в церкви, Любовь и Антонина – рано умерли, сын Сергей стал священником в деревне Акулово. После революции федосьинскую церковь пытались закрыть. Решительность настоятеля о. Дмитрия помогала отсрочить это событие. Но в августе 1937 года протоирей о. Дмитрий Остроумов вместе с псаломщиком по ложному обвинению был арестован, и они вместе с сотнями священников и мирян претерпели мученическую смерть за веру и были расстреляны на Бутовском полигоне. После ареста настоятеля церковь закрыли и через некоторое время устроили в ней склад. А в селе уже развивалось общественное хозяйство.
В 30-ых годах созданием сельскохозяйственной артели в Федосьине самоотверженно занимался Ратников Гавриил Сергеевич. По рассказам его дочери Евгении Гавриловны предки его жили в Федосьине с XVII века. До революции Гавриил Сергеевич служил в лечебнице - в настоящее время это Бактериологический Институт им. Блюменталя на Лубянке. С началом революционного мятежа он несколько месяцев не покидал лабораторию и жил в институте, охраняя от обезумевших, малограмотных «революционеров» пробирки с бактериями тяжелых инфекционных заболеваний. Справедливо опасаясь, что при недосмотре в городе могли начаться эпидемии. В эту лечебницу в течении многих месяцев привозила Гавриилу Сергеевичу все необходимое для существования его жена Прасковья Андреевна. Ходила она, чтобы добраться до Москвы, как и все местные жители, на станцию Баковка Белорусской железной дороги. Путь был очень опасный, много бандитов промышляли в ту пору. Но в то время – время большого хаоса - не было у них даже мысли оставить смертоносные пробирки без охраны. Через год Ратников Г.С. перешел на работу в Сануправления. Работал в Кремле. Встречался с Лениным и другими деятелями Компартии. Через некоторое время Ратников был избран председателем сельсовета в Федосьине. Этот сельсовет объединял 12 деревень и 5 поселков. Но его активная деятельность показалась опасной представителям советской власти. 6 августа 1937 года Гавриил Сергеевич по ложному обвинению был арестован и 20 августа 1937 года расстрелян в Бутове.
Вокруг храма еще с давних времен находилось кладбище, последние захоронения которого, относились ко второй половине 80–ых годов XX века. С переходом нашего района в подчинение столице церковное кладбище снесли. На его месте выстроили дом, который взял в полукольцо «замученное» полуразрушенное здание Благовещенской церкви. В 1991 году церковь вновь «ожила», трудами многих жителей района здание храма было поднято из руин, отремонтировано, и мало помалу в церкви возобновились богослужения. Сейчас в храме служат два священника и проходят регулярные службы. К радости прихожан Священным Синодом Русской Православной Церкви в Собор новомучеников и исповедников российских XX века был включен настоятель храма Благовещения Пресвятой Богородицы села Федосьино протоирей Дмитрий Остроумов.
После войны село уже считалось маленькой деревушкой. Со временем закрыли щколу и дети деревни Федосьино стали учиться в чоботовской и переделкинской школах. В конце 80-ых годов последние жители Федосьина переехали в новостройки. А история бывшего села Федосьина сохранилась для нас в названии улицы и в восстановленном храме Благовещения Пресвятой Богородицы.

Чоботы и Лазенки
С лета 1895 года «Общество Киево-Воронежской железной дороги» приступило к строительству новой магистрали, которая в будущем должна была соединить Киев с Москвой. В конце июля 1899 года объявили, что с 1 августа 1899 года имеет быть открыто правильное движение поездов на участке Москва-Брянск. Состоялось торжественное открытие нового пути. Преосвященный Нестор окропил ленту святой водой и при громких криках «Ура!» первый пассажирский поезд тронулся в путь в сторону Переделкина. И потянулись в наше Переделкино зажиточные люди, чтобы в красивом месте Подмосковья построить дачи для отдыха. В печатных источниках можно встретить такие данные: к 1917 году в поселках Чоботы, Лазенки и Лукине существовало около 100 дач.
Дачу для своей жены книгопечатник А. Левенсон доверил построить самому модному в то время архитектору Ф. Шехтелю. Федор Осипович Шехтель оправдал доверие заказчика. В 1900 году на высоком берегу Сетуни возник расписной деревянный терем. До сих пор дача Левенсона считается самым оригинальным произведением известного мастера в неорусском стиле. Не сохранились работы архитектора в том же стиле, спроектированные им в 1901 году для проходившей в Глазго международной выставки. Поэтому наш чоботовский теремок был уникальным произведением мастера, который необходимо было сохранить. Но во времена советской власти дача была превращена в коммуналку. Дом перестраивали, достраивали. Печи топили углем, и им завален был навес, пристроенный к дому. К 70 годам от прежнего великолепия здания оставалась только невозмутимая птица «Сирин» с гордо поднятой косичкой, украшавшая в былые времена шпиль «теремка». Единственное деревянное творение архитектора Ф. Шехтеля пришлось разобрать полностью. В настоящее время реконструкцию этой дачи можно увидеть на улице Чоботовский проезд.
Дача, которая стояла на месте Дома культуры «Луч» ул. Чоботовский проезд принадлежала с 1900 года московскому городскому голове Челнокову М.В. Крупный промышленник, домовладелец, общественный деятель, Челноков был депутатом II—IV Государственных Дум; с 1914 по 1917 год — московским городским головой, одним из лидеров кадетской партии. Он руководил Московским правительством рекордно короткий срок - 6 дней, в один из самых драматичных периодов в истории города - время двоевластия. Михаил Васильевич Челноков занимал должность комиссара Временного правительства по Москве с 1 по 6 марта 1917 года. Роль руководителя хозяйством Москвы оспаривали комиссар Временного правительства и Совет рабочих и солдатских депутатов. Менее недели пребывая у власти, он успел провести в городе амнистию политических заключённых, легализовать деятельность политических партий, ликвидировать цензуру, но, будучи умеренным либералом, не смог вписаться в сложную обстановку радикальных перемен.
Двухэтажный дом рядом с Домом Культуры «Луч», который сгорел совсем недавно уже в XXI веке, в советское время занимал Чоботовский поссовет. На первом этаже располагалась Чоботовская библиотека. Построил эту бывшую дачу управляющий кондитерской фабрики Эйнема – Гейс Ю.Ф. Торговая деятельность компаньонов шла успешно. В 1867 году Эйнем вместе со своим компаньоном Гейсом строит здание большой по тем временам фабрики на Софийской набережной. На содержание фабрики было выдано свидетельство 8 июля 1867 года №11828, московским обер-полицмейстром. В Центральном Государственном Архиве г. Москвы под №7265 значится: «Эйнем, товарищество паровой фабрики шоколада, конфет, и чайных печений. Год основания 1867. Местонахождение Москва, Софийская и Берсеневская набережная». На этой фабрике была установлена паровая машина, что позволило применять паровую силу. У Эйнема работало всего 20 рабочих, но в это время фабрика считалась значительной.
После смерти Ф.К. Эйнема в 1878 году фабрика перешла в руки Гейса, сохранив прежнее название. Фирма "Эйнем" пользовалась большим авторитетом. Это учел предусмотрительный Гейс, оставив за фабрикой прежнее наименование и оговорив при покупке, что родственники Эйнема в течение 25 лет не будут открывать предприятий под своим именем. Под руководством Ю. Ф. Гейса производство неуклонно расширялось и совершенствовалось. Визитной карточкой фирмы «Эйнем» стало голландское какао, производившееся по новейшей технологии из лучших сортов какао-бобов. Оно не уступало по качеству голландским изделиям, но было значительно дешевле. Уже в конце ХIХ века Товарищество экспортировало свою продукцию в Персию, Китай и на Ближний Восток. В 1913 году фирма стала поставщиком Двора Его Императорского Величества. В 1886 году было основано в Москве Товарищество "Эйнем". В число членов правления, кроме купца 1 гильдии Гейса Юлия Федоровича, входили его сыновья Владимир и Юлий Юльевичи Гейсы. В 90-х годах XIX века фабрика превратилась в одно из крупнейших кондитерских предприятий Москвы. На Софийской набережной Гейс и его компаньоны возвел новое трехэтажное здание, а в 1889 году построили еще одно новое здание фабрики на Берсеневской набережной реки Москвы. После революции продовольственный и топливный кризисы довели фабрику до упадка. Выпуск продукции составлял лишь 15% дореволюционного уровня. Разрушенное с трудом восстанавливалось. В 1922 году фабрика стала называться «Красный Октябрь». И имя Юлия Федоровича Гейса забылось. В даче Гейса размещались при Советах различные учреждения. Поселковые власти выехали из этого дома с образованием Солнцевского района Москвы, а библиотека переехала в новое помещение в район Солнцева в начале 90-х годов.
Дачу, где в советское время был Дом отдыха ЦК ВЛКСМ, построил, по рассказам старожил, врач Черноховский. В этом доме до ареста подолгу жил известный лидер комсомола Александр Васильевич Косарев. Он родился в 1903 году в бедной семье, в которой было пятеро детей. Закончил два класса начальной школы. В 8 лет поступил работать на цинково-лудильный завод. В 15 лет вступил в комсомол, а в 16 – стал членом коммунистической партии. С 1929 по 1938 год Косарев являлся генеральным секретарем ЦК ВЛКСМ. В 1938 избран депутатом Верховного Совета СССР. Имел в комсомоле непререкаемый авторитет, пользовался широкой популярностью, считаясь одним из наиболее перспективных партийных деятелей. Одно время даже считался фаворитом И.В. Сталина. он был одним из немногих, если не единственным, кто посмел действовать наперекор прямым указаниям Сталина. Сталин держал чистку в комсомоле под своим неослабным контролем и прямо направлял её. В этой работе он опирался прежде всего на Косарева, ставшего генеральным секретарём ЦК ВЛКСМ в 26 лет. В стране был создан "малый культ" Косарева, его именем были названы Центральный аэроклуб Осоавиахима, горноразведывательный институт, танк новейшей конструкции, пограничные заставы и отряды. В 1937 году масштабы репрессий в комсомоле перестали удовлетворять Сталина. Он потребовал «пересмотреть позиции и возглавить борьбу с врагами народа». После этой беседы Косарев сказал своим товарищам: «Никак не могу понять, откуда у нас взялось столько врагов». Эту же мысль он повторил в разговоре со своей женой: «Что делать? Сталин требует людей. Он требует голов... Кого я могу назвать? Где враги?». Его дочь Елена Александровна Косарева написала о том времени: «Когда в тридцатых начали набирать темпы репрессии, заранее было известно, что Косарев попадет в эту мясорубку. Многие завидовали его популярности в народе, многих раздражала его независимость. Ежов и Берия знали, как настроить Сталина против Косарева. Они начали нашептывать вождю, что Косарев не только не помогает выполнять план по борьбе с «вредителями» и «врагами народа», но и просто мешает органам, защищая своих товарищей. Судьба комсомольского вожака была предопределена». В ноябре 1938 года А.Косарев был снят с поста 1-го секретаря и выведен из ЦК «за грубое нарушение внутрикомсомольской демократии, бездушно-бюрократическое и враждебное отношение к честным работникам комсомола, покровительство морально разложившимся, спившимся чуждым партии и комсомолу элементам» и арестован. Сам Лаврентий Павлович Берия явился арестовывать его. Дальше из воспоминаний Елены Александровны: «Я смутно помню арест отца. Вспоминаю только, как няня меня разбудила и начала быстренько одевать, вернее, просто засунула меня в одежду и потащила куда-то. К бабушке, как потом оказалось. Помню еще ее умоляющий шепот: «Молчи, молчи, детка». И еще: «Никому не говори про папу и маму». Тогда же арестовали и маму». 22 февраля 1939 года Косарев был приговорен к смертной казни по обвинению в антисоветской и террористической деятельности.. В 1954 году Александр Косарев был реабилитирован, в 1989 восстановлен в партии. Руководство ЦК ВЛКСМ помогло установить мемориальную доску в память о репрессированном комсомольском лидере на «Доме на набережной».
Страницы истории этой дачи после 1953 года были уже не такими мрачными. 15 апреля 1961 года, на следующий день после торжественной встречи на Красной площади, первый космонавт Земли Юрий Алексеевич Гагарин со своей семьей стали гостями Дома отдыха ЦК ВЛКСМ в Переделкине. Позже неоднократно Юрий Гагарин бывал в этом доме отдыха. В разное время здесь отдыхали поэты, композиторы, знаменитые спортсмены. От Дома приемов в Переделкине ЦК ВЛКСМ избавился еще в 80-е годы. В последние годы дачу разобрали и перестроили. До последнего ремонта здесь располагалась «Вилла Переделкино».
При советской власти первые участки для застройки в Чоботах получили жители села Федосьино. Одним из них был ранее упомянутый Гавриил Сергеевич Ратников. Его дочь Евгения Гавриловна поделилась воспоминаниями и документами, которые помогают собрать сведения о нашем крае. В 20-30 годах в одни чоботовские дачи стали заселяться работники московских фабрик и заводов, которым давали здесь жилплощадь. В других открывались государственные учреждения. В домах помещика Леонова был открыт Противотуберкулезный диспансер и санаторий. Сейчас на этой территории размещается авторемонтная мастерская и частные владения. На даче фабриканта Людкевича открыли детский дом им. Савельева. Дети из этого детдома ходили учиться в чоботовскую школу до его закрытия в середине 60-ых годов.
В поселке Чоботы до 1933 года своей щколы не было. Ребятишки ходили учиться в Суково и Федосьино. После постановления о всеобщем обязательном образовании сначала в одной из дач открыли начальную школу, а затем перед войной построили кирпичное двухэтажное просторное здание. Эту школу закончили многие коренные жители Переделкина. Были у этой школы добрые традиции и прекрасные учителя. Частыми гостями щколы становились писатели, которые жили рядом в «Городке писателей»; ветераны компартии и Великой Отечественной войны. В память о героях войны в школе был создан прекрасный музей, основанный на документах, которые собирали ученики под руководством учителей. Они же стали инициаторами открытия стелы-памятника погибшим воинам-землякам. Утром 18 февраля 1947 года наша чоботовская школа проснулась знаменитой. В этот день было опубликовано обращение коллектива школы ко всем школьникам страны, которое вызвало массовое юннатское движение «Украсим родину садами!». На этот патриотический призыв откликнулись учащиеся многих школ нашей страны. Десятки писем приходили в школу из Сибири, Дальнего Востока, Северного Урала. В первые послевоенные годы, когда страна только заживляла раны, возникла острая необходимость действительно украсить садами выжженную и разоренную землю. В Чоботовской школе силами педагогов и учащихся был создан сад на полутора гектарах земли, теплицы, ытные участки, на которых школьники занимались селекцией и с гордостью получали грамоты и подарки на ВДНХ за проделанную работу. Все школьники от мала до велика работали в школьном саду и помогали совхозным хозяйствам.

Лукино
Первые сведения о селе Лукино и построенном в нем деревянном храме Преображения Господня относятся к 1646 году. В то время село являлось вотчиной ловчего царя Алексея Михайловича И.Ф. Леонтьева, который еще в 1616 году с ратниками "высматривал литовских людей" на Волоке Ламском. В жалованной грамоте 1632 года Иван Федорович назван московским ловчим и "верным другом" царя Михаила Федоровича. Его сын Леонтьев Федор Иванович был думным дворянином и воеводой. Он с успехом сражался в 1670 году с войском Степана Разина. Леонтьевы владели селом до 1725 года. Затем Лукино перешло князьям Долгоруковым. В 1760-х годах здесь находились деревянный господский дом с регулярным плодовым садом. А в 1791 году Лукино уже числится во владении графини Варвары Петровны Разумовской. Варвара Петровна родилась в семье графа Петра Борисовича Шереметева и Варвары Алексеевны урожденной княгини Черкасской. Приданное, полученное за Варварой Алексеевной - единственной наследницей огромных земель канцлера кн. А. М. Черкасского, сделали Шереметевых одной из самых богатых семей в России. У них родились дочь Варвара и сын Николай, известный нам из истории, как человек необычайной любви и преданности. Этот граф наделал много шума браком со своей крепостной актрисой Прасковью Ковалевой-Жемчуговой.
Варвара Петровна была несчастлива в замужестве с графом Алексеем Кирилловичем Разумовским, будущим министром просвещения и одним из основателей Царскосельского лицея. Жила одна и занималась благотворительностью. В 1819 году на ее средства в Лукине был построен каменный храм Преображения Господня с двумя теплыми приделами во имя Святых Апостолов Петра и Павла и Святой великомученицы Варвары. Храм этот в немного измененном виде дошел до нас. Село Лукино тоже пострадало во время войны 1812 года. В архивной справке от 16 марта 1815 года указывается, что до неприятеля приходских дворов было 32. Лиц мужского полу – 88 душ, лиц женского полу – 115 душ. В войну неприятелем была осквернена церковь, сожжен 21 двор. Разрушениябыли большими. Графиня была боголюбива, помогала потерпевшим крестьянам, заботилась о священнослужителях. Так она положила в Воспитательный дом 15000 рублей, с условием, что 750 рублей из процентов от этой суммы ежегодно пойдет на их содержание. Умерла Варвара Петровна в 1824 году. Ее наследники быстро отдали село Лукино за долги.
Из Клировых ведомостей Звенигородского уезда за 1831 год известно, что село Лукино к тому времени принадлежало помещице коллежской ассесорше Прасковье Алексеевне Киндяковой, «которая летом живет тут и имеет крестьянских дворов – 13, в них проживает 43 души мужского полу и 57 – женского». «В Лукине церковь Преображения Господня каменная, с таковою же колокольней, крепка. Утвари достаточно». В 1860-х годах имение приобрел барон М. Л. Боде. Его мать была последней представительницей древнего рода Колычевых. Впоследствии Михаил Львович выхлопотал разрешение носить двойную фамилию Боде-Колычев. Купив Лукино, барон Боде отстроил усадьбу заново в оригинальных формах неорусского стиля. Обращение к национальным мотивам XVII века отвечало назначению комплекса, призванного увековечить память древнего рода Колычевых. Строительство велось по собственным проектам заказчика. Для работы над строительством и художественным оформлением зданий лукинского «кремля» был приглашен основатель русской археологической живописи, выдающийся русский художник-график, академик Федор Григорьевич Солнцев, хорошо знакомый барону Михаилу Боде-Колычеву еще с детства. В 1838 году на отца Михаила Львовича, вице-президента Дворцовой конторы барона Льва Карловича Боде было возложено Николаем I наблюдение за исполнением всех работ в Кремле. Часть работ по внутренней отделке строящегося Большого Кремлёвского дворца была поручена Фёдору Солнцеву. Работая и живя в Кремле, Федор Солнцев хоро
admin
admin
Admin

Сообщения : 4
Дата регистрации : 2010-02-27
Возраст : 36

https://cbs-solncevo.profiforum.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу

- Похожие темы

 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения